Банданой (Bandanna) в художественной литературе о морских разбойниках называют яркий пестрый платок, который пираты и корсары якобы носили на голове. Подобные платки - неизменный атрибут легенд о пиратских капитанах у Говарда Пайла (1853-1911), известного американского писателя и иллюстратора. У него бандану «позаимствовали» другие писатели, художники и создатели приключенческих фильмов (например, в фильме «Черный корсар», снятом в 1926 г., американский актер Дуглас Фэрбенкс демонстрирует этот головной убор как характерный элемент «пиратской» одежды).
Однако в реальной жизни у пиратов не было специфически пиратской одежды; они носили то же, что и обычные моряки. Это подтверждают как исторические хроники, так и старинные гравюры. Какие же головные уборы предпочитала матросская братия? «Теперешние матросские фуражки в виде тарелочки или берета типичны лишь для последних десятилетий, - рассказывает немецкий писатель-маринист Х. Ханке. - Прежде матрос носил диковинные шляпы - от клеенчатого цилиндра, получившего название «брам-стеньга», до широкополой бобриковой шляпы с отогнутым кверху краем с одной стороны...
Практичнее были появившиеся позднее шерстяные шапки, именуемые «Томми Шенди». Название «мыс Горн» получили одноцветные шерстяные колпаки грубой вязки, которые не слетали с головы даже в шторм. Если такие же шапки были связаны из перемежающейся полосами черной и белой шерсти, то их называли «Бонни». Шотландские черные меховые шапки назывались «пудель». Нередко матросские головные уборы были обязаны своим происхождением шапкам каторжников: ведь в Англии путь на палубу корабля часто вел прямо из тюрьмы».
В первом издании книги А.О.Эксквемелина «Американские морские разбойники» (Амстердам, 1678) английские и французские флибустьеры изображены на гравюрах либо без головных уборов, либо в широкополых шляпах. В тексте этого произведения автор нигде не говорит о пиратских платках, а вот о шляпах упоминает. Вполне естественно, что в тропическом климате широкополые шляпы должны были защищать флибустьеров то от жарких солнечных лучей, то от дождевых струй.
1. Наивные романтики и чернокопатели как те экскаваторы изрыли все средиземноморские острова, но ничего не нашли. Почему? Да потому что пираты никогда не закапывали то, что им удавалось добыть. Пираты не доверяли своим «коллегам», а потому никто и никогда не прятал сокровища, тем более на необитаемых островах.
2. Серьги у пиратов – это не более чем выдумка. Во многих современных кинокартинах пираты часто изображаются с серьгами в ушах. Это последствие картины Говарда Пэйла XIX века, который впервые нарисовал пиратов с серьгами. Но это не может быть правдой, так как в то время пиратов уже не было.
3. Попугаев на кораблях пиратов тоже по определению быть не могло, так как при первой возможности такую птицу пустили бы в суп при нехватке пищи.
4. Нет никаких исторических подтверждений тому, что пираты, у которых не было глаза, использовали чёрную повязку.
5. Общепринято мнение, что на всех пиратских кораблях обязательно был флаг «Веселый Роджер». На самом деле, практически у каждого капитана пиратов был свой собственный флаг, который он водружали над своим кораблём. Что же кается «Роджера», то он был придуман в Голливуде уже в наше время.
Впервые это выражение встречается в конце XIX-го века и предполагает выражение удивления или недоверия. Происхождение его, предположительно, связано с сотрясением корабля при ударе о подводную скалу, настолько сильном, что весь корпус корабля начинает вибрировать («shiver»).
Впервые в литературе это выражение встречается у Роберта Льюиса Стивенсона в романе «Остров сокровищ», а позже его скопировали авторы других пиратских романов и фильмов.
Она была знаменита тем, что ее, в свое время, воспел в «Одиссее» Гомер.
Калипсо — нимфа, но несмотря на это, Гомер описывает ее как «богиню среди богинь», видимо, это связано с ее статусом, ведь Калипсо (что означает с греч. «та, что скрывает») является стражем границы между мирами живых и мертвых.
Ее остров Огигия (название означает что-то древнее, первозданное — «Огигиев век») описывается как прекрасный мир, где еще действуют законы «золотого века». Он находится на крайнем западе, на границе мира живых и мертвых, и Одиссей, которого она в течении семи лет скрывала от остального мира, таким образом, вырываясь от Калипсо, избегает смерти.
Делёжка добычи
Свою добычу пираты делили в разных пропорциях. Если команда действовала от лица государства, то капитан был обязан выплачивать пошлину, размер которой мог достигать 90% добычи. Однако, к примеру, английская королева Елизавета брала лишь половину добычи в качестве пошлины. Всё остальное добытое имущество оставалось на делёжку между членами команды.
В зависимости от того, какой статус имел тот или иной пират команды на корабле, ему доставалась большая или меньшая относительно других часть добычи. Каждая отдельно взятая часть добычи, которая бралась за норму, называлась «акция».
Так вот, капитан получал, как правило, 2 акции, самым важным лицам на корабле – 1 3\4 акций, остальным членам команды по 1 акции и новобранцам всего по четверти акции. Естественно, делили только товары и деньги. Что же касается оружия, то оно оставалось у того, кто его заполучил в бою, и никто не мог его отобрать. Пиратские законы неукоснительно соблюдались всеми членами команды, включая капитана. Правильная делёжка добычи, естественно, входила в правила, и поэтому малейшее несоблюдение норм раздачи добытого имущества среди членов пиратской команды жестоко каралось.
Чтобы пиратский корабль отвечал всем предъявляемым к нему требованиям, пиратам приходилось перестраивать захваченные ими обычные торговые или военные корабли. Строго говоря, в морской терминологии слово «корабль» означает трехмачтовое судно с полным комплектом прямого парусного вооружения. Такие «корабли» встречались у пиратов очень редко.
Пираты получали свои корабли в результате захвата в море или мятежа команды. Если захваченный таким образом корабль оказывался совершенно неприспособленным для пиратской деятельности, его бросали, едва только удавалось раздобыть что-нибудь более подходящее.
Пиратами также часто становились бывшие каперы. Каперские корабли изначально приспосабливались для пиратской деятельности. По истечении контракта каперы, не желавшие прекращать свой промысел, превращались в пиратов. Одни пираты всю свою карьеру (обычно недолгую) плавали на одном корабле, другие меняли корабли несколько раз. Так, Бартоломью Робертс шесть раз менял корабль, каждый раз присваивая новому кораблю название «Роял Форчун». Захваченные корабли пираты либо топили, либо продавали, либо использовали их сами.
Каперство, расцветшее в годы войны за испанское наследство (1700-1714), привело к тому, что было построено множество кораблей, изначально предназначенных для каперства. Английские каперы после завершения войны почти поголовно занялись пиратством. Каперство представляло собой легализованное пиратство. Каперские корабли в равной степени подходили и для пиратской деятельности, не требуя какой-либо переделки. Те же каперы, которые сумели побороть искушение стать пиратами, поступили на службу к местным властям и занялись борьбой с пиратами.
Пираты предпочитали небольшие, но быстроходные корабли вроде шлюпов, бригантин или шхун. Карибские шлюпы отлично подходили на роль пиратского корабля. Некоторые пиратские экипажи предпочитали использовать более крупные и вместительные корабли. Небольшие корабли кроме скорости имели преимущество над большими в осадке. Это позволяло им действовать на мелководье, куда большие корабли не рисковали заплывать. Небольшие корабли было проще ремонтировать и чистить обшивку, чтобы поддерживать быстроходность. Для очистки днища корабль вытаскивали на берег и обдирали наросшие за время плавания водоросли и раковины.
Кроме стандартного черного флага с черепом и костями, существовало много различных вариантов пиратского флага, по виду которого можно было даже определять, что происходит на корабле. К примеру, простой черный флаг без рисунка означал погибшего члена команды корабля, песочные часы — корабль в длительном морском переходе, раненое сердце — опасность.
Возраст пиратов
Средний возраст пиратов был около 25 лет (конечно, были исключения в обе стороны). Множество их было куплено в портах за бесценок, некоторые в прошлом были обычными матросами, которые решили заработать денег, потому что на официально жалование прожить было очень непросто, к тому же предоставляемая свобода тоже значила немало. Некоторые владельцы пиратских суден начинали вполне легально, с перевозок грузов, но со временем занялись этим ремеслом. В военное время нередко пиратские корабли нанимались в качестве дополнения к официальному военному флоту.
Пиратская демократия
Легенда красивая, но неподтвержденная. Еще один вариант — человека пускали пройтись по доске «в море», пока он не падал в воду. Возможно, очень редко так все и происходило, но команда пиратского корабля обычно не была столь кровожадна — судьбоносные решения, такие как выбор/переизбрание капитана или финансовые вопросы, решались голосованием (демократия!), и побеждало большинство. Поэтому обычно капитанов пиратских кораблей свергали в ходе выборов, а не путем долгой битвы на ножах или хождения по неустойчивой доске над морем.
Расизм и пираты
В то время, как в мире практиковалось рабство, и жизнь раба не стоила ничего, на пиратских кораблях царила настоящая черная вольница — известно, что на кораблях Черной Бороды до 60% команды были черные. Капитаны кораблей принимали беглых рабов, для них главное было, чтобы человек хорошо выполнял свою часть работы на корабле. а кто он и от кого убежал, обычно никого не волновало. Было, правда, исключение — женщины не допускались на корабль в качестве пиратов. Однако, для отчаянной девушки нетрудно было переодеться в мужское платье, и известно как минимум два случая, когда этот обман раскрывался, и отчаянные пираты оказывались женщинами. Сколько таких пиратов-женщин было на самом деле — неизвестно...
Пиратская демократия 2